Старые записи
Популярное

Создание и функционирование амфиктионий

Древняя Греция, состоявшая из множества независимых городов-государств (полисов), характеризовалась не только блестящим расцветом культуры и философии, но и постоянными конфликтами и соперничеством. В этой раздробленной, но при этом глубоко связанной общей культурой среде, возникали уникальные формы межполисного взаимодействия. Одной из наиболее значимых и своеобразных таких форм были амфиктионии (от др.-греч. ἀμφικτίονες – «живущие вокруг», «соседи») – религиозно-политические союзы, объединявшие соседние полисы вокруг общего священного центра. Их создание и функционирование отражает стремление древних греков к порядку и сотрудничеству, даже в условиях вечной борьбы за гегемонию.

### Создание амфиктионий: Истоки и предпосылки

Возникновение амфиктионий уходит корнями в глубокую древность, предположительно в архаический период (VIII-VI века до н.э.), а возможно, и ранее. Их создание было обусловлено несколькими ключевыми факторами:

1. Общие религиозные культы: В основе каждой амфиктионии лежало почитание общего божества и забота о конкретном святилище (храме, оракуле). Несколько соседних общин или племенных групп естественным образом объединялись для совместного поклонения, организации празднеств и поддержания порядка на священной территории.
2. Необходимость защиты святынь: Священные места, часто обладавшие значительными сокровищами (дары богам), требовали защиты от грабежей и посягательств. Объединение сил нескольких полисов гарантировало сохранность святилища.
3. Урегулирование пограничных споров: В условиях постоянных территориальных конфликтов, амфиктионии могли служить нейтральной площадкой для разрешения споров между членами, основанной на священных клятвах и общих религиозных ценностях.
4. Установление «священного перемирия»: Во время проведения панэллинских игр или крупных религиозных празднеств, связанных со святилищем, объявлялось перемирие (экехейрия), обеспечивавшее безопасность паломников и участников.

Ранние амфиктионии, вероятно, были более локальными и имели преимущественно религиозный характер. Однако с течением времени, по мере роста влияния и богатства некоторых святилищ, их роль значительно расширялась. Легенда приписывает создание амфиктионий мифическому герою Амфиктиону, сыну Девкалиона, что подчеркивает их древность и важность в греческом сознании.

### Функционирование амфиктионий: Структура и полномочия

Наиболее известной и влиятельной амфиктионией была Пилео-Дельфийская амфиктиония, центром которой сначала было святилище Деметры в Антеле (Пилы, близ Фермопил), а затем и знаменитый храм Аполлона в Дельфах. Ее структура и полномочия служили образцом для других подобных союзов.

1. Состав и представительство:
Амфиктионии объединяли определенные греческие племена или полисы. Например, Пилео-Дельфийская амфиктиония состояла из двенадцати племенных групп (например, фессалийцев, дорийцев, ионийцев, фокейцев, беотийцев).
Каждое племя или полис, входящее в союз, направляло своих представителей на заседания Амфиктионийского совета. Главными делегатами были иеромнемоны (ἱερομνήμονες – «священные судьи» или «заседатели»), обычно по два от каждого члена. Могли присутствовать и другие делегаты – пилагоры (πυλαγόραι).

2. Заседания Совета:
Амфиктионийский совет собирался регулярно, как правило, два раза в год: весной в Дельфах и осенью в Антеле (Пилах).
Заседания проходили в строгом порядке, с соблюдением религиозных ритуалов и клятв.

3. Полномочия и функции:
Религиозные:
Охрана и управление святилищем: Главная задача – поддержание порядка на священной территории, сбор пожертвований, управление храмовым имуществом и сокровищами.
Организация празднеств и игр: Амфиктиония отвечала за проведение Пифийских игр в Дельфах и других религиозных праздников.
Поддержание ритуальной чистоты: Слежение за соблюдением религиозных предписаний, наказание за святотатство.

Галерея
10111 10467 11124 11579 11932
Популярное

Copyright © 2017. All Rights Reserved.